Бабушкин М.С.

Второй пилот самолёта Н-170 Полярной авиации Главсевморпути.


Родился 24 сентября (6 октября) 1893 года в деревне Бардино Тайнинской волости Московского уезда Московской губернии (ныне деревня Бородино Мытищинского района Московской области). Русский. В детстве жил в Комментарии поделиться Отправить Ваш комментарий... посёлке Перловка (ныне в черте города Мытищи), деревне Ватутино (ныне в черте Москвы, территория района Северное Медведково) и посёлке Лосиноостровский (ныне в черте Москвы; территория района Лосиноостровский).
В 1909 году окончил 3 класса школы в деревне Раево (ныне в черте Москвы, территория района Северное Медведково). В 1909-1910 годах работал подручным в бакалейной лавке в Лосиноостровском, в 1910-1911 годах – учеником и подмастерьем в телефонно-телеграфных мастерских Северной железной дороги в Москве. Одновременно с работой занимался на Московских вечерних технических курсах. В 1911-1914 – слесарь-монтажник в московском торговом доме, занимался монтажом двигателей внутреннего сгорания на европейской части территории Российской империи.
В Русской императорской армии с августа 1914 года. Служил в передвижной артиллерийской мастерской, с осени 1914 года обучался в Гатчинской военной авиационной школе. В мае 1915 года окончил курсы авиамотористов при авиашколе. В сентябре 1915 года окончил Гатчинскую военную авиационную школу, был оставлен в ней лётчиком-инструктором. 30 сентября 1915 года на Корпусном аэродроме в Петрограде (ныне Санкт- Петербург) в результате столкновения в воздухе самолётов «Фарман-IV» и «Илья Муромец» получил травму правой ноги и контузию, 2 месяца находился в госпитале. Прапорщик (1917). Участник революционных событий 1917 года в Петрограде.
В декабре 1917 года выехал в город Харьков (Украина) для организации там Харьковского отделения Военной авиационной школы. Из-за наступления немцев вместе с авиашколой переехал в город Самара, где с мая 1918 года служил лётчиком-инструктором Самарской военной авиационной школы. В июне 1918 года после вооружённого мятежа Чехословацкого корпуса оказался на территории, контролируемой белыми войсками и начал службу в Белой армии. В октябре 1918 года авиашкола была переведена в город Курган, в августе 1919 года – в город Чита, а затем – в город Спасск- Приморский (ныне город Спасск-Дальний Приморского края). Подпоручик (1919).
В апреле 1920 года примкнул к партизанскому отряду, захватившему город Спасск-Приморский. 5 апреля 1920 года во время захвата города японскими интервентами был ранен в ногу. Продолжительное время находился на излечении в госпиталях в городах Иман (ныне город Дальнереченск Приморского края) и Владивосток, затем переболел тифом. С апреля 1921 – лётчик-инструктор Дальневосточной военной авиационной школы (город Владивосток).
В Красной армии с ноября 1922 года. Продолжал служить лётчиком- инструктором Дальневосточной военной авиационной школы, в начале 1923 года переведённой в Москву. В марте 1923 года демобилизован.
С 1923 года работал пилотом в обществе «Добролёт», в 1930-1933 годах – пилотом в Гражданском воздушном флоте. Занимался аэрофотосъёмкой, перевозкой пассажиров, выполнял агитационные рейсы, совершал регулярные полёты на Севере. Первым из отечественных лётчиков выдвинул идею ледовых разведок и в 1925 году провёл первую разведку тюленьих лежбищ в горле Белого моря на самолёте-амфибии Ш-2. В июне-июле 1928 года на ледокольном пароходе «Малыгин» участвовал в поисках экспедиции на дирижабле «Италия», совершил 15 полётов со льда на самолёте «Юнкерс-13».
С 1933 года – лётчик Полярной авиации Главсевморпути. В августе 1933 – феврале 1934 участвовал в полярной экспедиции на ледокольном пароходе «Челюскин». После гибели корабля 13 февраля 1934 года в Чукотском море восстановил на льду самолёт-амфибию Ш-2 и 2 апреля 1934 году улетел на нём из ледового лагеря в село Ванкарем (ныне Иультинского района Чукотского автономного округа). В июле-сентябре 1935 года в качестве командира авиаотряда участвовал в первой высокоширотной полярной экспедиции на ледоколе «Садко».
Весной 1937 года в качестве второго пилота (командир экипажа – М.В.Водопьянов) самолёта АНТ-6 (Н-170) участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». 21 мая 1937 года самолёт Н-170 впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса.


За мужество и героизм, проявленные при выполнении задания по созданию дрейфующей станции «Северный полюс», Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 27 июня 1937 года Бабушкину Михаилу Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№3401).


С октября 1937 года принимал участие в поиске пропавшего во льдах Арктики экипажа С.А.Леваневского. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 1937 года). Погиб 18 мая 1938 года в авиационной катастрофе на самолёте АНТ-6 в районе Архангельска. Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Награждён орденами Ленина (27.06.1937), Красного Знамени (8.10.1928), Красной Звезды (20.04.1934). В 1939 году посёлок Лосиноостровский (ставший к этому времени городом) был переименован в город Бабушкин (в 1960 году вошёл в состав Москвы). Памятник М.С.Бабушкину установлен в Москве, бюсты – в Москве и Сыктывкаре. Его именем названы станция метро «Бабушкинская» и улица в Москве, улицы в городах Архангельск, Екатеринбург, Сыктывкар и других населённых пунктах, острова в архипелаге Новая Земля и в Антарктиде, залив в Охотском море, мыс и гора на полуострове Пьягина (Магаданская область), а также мыс на одном из островов архипелага Земля Франца- Иосифа. Самолёт-амфибия Ш-2, на котором М.С.Бабушкин участвовал в экспедиции на «Челюскине», экспонируется в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

Издательство Главсевморпути, 1941:
М.С. Бабушкин. "Записки летчика М. С. Бабушкина. 1893-1938."